Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
17.11.2014, 09:57

Баир Галсанов дал интервью в эфире радио "Маяк-Чита" о результатах визита официальной делегации Забайкальского края в КНР

13 ноября 2014 года министр международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Баир Галсанов в прямом эфире радио "Маяк-Чита" рассказал слушателям о некоторых итогах визита официальной делегации Забайкальского края во главе с Губернатором нашего региона в Автономный район Внутренняя Монголия и провинцию Хэйлунцзян КНР.

На днях завершился официальный визит делегации Забайкальского края в Китайскую народную республику. Кто был в составе делегации?

Во главе делегации был губернатор Константин Константинович Ильковский. Также были два его заместителя: министр экономического развития Сергей Сергеевич Новиченко и министр сельского хозяйства и продовольствия Якимов Виктор Александрович. Были министр природных ресурсов и промышленной политики Поляков Олег Анатольевич и я. Кроме того, в делегации были представители нашего бизнеса в области сельского хозяйства, логистики, выставочной деятельности, горнорудной, сельхозперерабатывающей промышленности - компаний "Талина", "Урюмкан", "Сибирь". Были также представители крупной федеральной структуры - "Атомредмедзолото", урановая промышленность, и специалисты наших министерств, которые обеспечивали организационно-техническую часть нашего визита.

Куда ездили?

Вначале мы посетили город Маньчжурию, где было короткое совещание с его новым руководством. Далее мы поехали в столицу автономного района Внутренней Монголии Хух-Хото, где работали два дня, встречались с руководителями этой провинции, представителями бизнеса, был подписан ряд совместных документов, соглашений, протоколов о намерениях. Затем путь делегации пролегал в город Харбин - центр очень крупной северной провинции Китая Хэйлунцзян, где распорядок был такой же, как и в Хух-Хото: встреча с руководством провинции, презентация наших инвестиционных предложений, отдельные встречи с представителями китайского бизнеса, подписание ряда протоколов о намерениях.

Баир Галсанович, завершился саммит АТЭС. Президент нашей страны в Пекине, и как раз делегация Забайкальского края в северных районах Китая. Так было запланировано?

Конечно, эта поездка была запланированной в рамках действующих соглашений о торгово-экономическом и гуманитарном сотрудничестве, которые были подписаны в 2010 году между Забайкальским краем и этими территориями Китайской народной республики. А сейчас наш официальный визит шел по следам очень значимых исторических встреч, договоренностей между руководителями Российской Федерации и Китая, в продолжение темы о всеобъемлющем партнерстве и стратегическом сотрудничестве, но с переносом на региональный уровень. Ориентировались и мы, и китайская сторона на те соглашения и договоренности, которые были подписаны после исторического майского визита Владимира Владимировича Путина в Шанхай. На межправкомиссии был принят ряд решений по созданию условий для развития торгово-экономического сотрудничества на уровне субъектов федерации и китайских провинций.

Китайцы планируют участвовать в создании сельскохозяйственного предприятия в Краснокаменске. Но порой возникали проблемы в плане экологии и использования химикатов. Насколько этот проект реализуем, и как он вообще будет выглядеть?

Краснокаменский район активно включается не только в области сельского хозяйства, но и в области горнорудной промышленности, вполне возможно, в логистике и в добыче и переработке угля включится. На самом деле, если те планы, которые мы выработали с соседями, будут реализованы, Краснокаменск и Краснокаменский район может стать очень интересной территорией по перспективам развития. Но это в ближайшем или в среднесрочном будущем.

Действительно, руководитель китайской международной энергетической компании, которая будет выступать основным партнёром Краснокаменского района и Забайкальского края в реализации сельскохозяйственного проекта, особо подчеркнул, что они абсолютно не намерены использовать химические удобрения на нашей земле, принципиально. И он привел пример, что в Хулунбуире, чьи земли непосредственно прилегают к нашим землям, они использовали два вида удобрений: химические и биологические. Урожайность во втором случае оказалась лучше, чем в первом. Поэтому они принципиально не будут применять химические удобрения на нашей земле. И ещё потому что китайская сторона намерена выходить с той продукцией, которая будет выращена на территории Забайкальского края, на рынок так называемой зелёной продукции, экологически чистого продукта, на перспективные китайские рынки, включая рынок столицы Китая. Я думаю, что это совершенно правильно с точки зрения экономики, не говоря уже о нашей позиции, когда мы заботимся о чистоте наших земель.
Понятно, что эта тема в большей части наша: если мы - хозяева земли, то мы должны создать и контрольные органы, и очень тщательно наблюдать, каким образом люди используют нашу землю. Это, кстати говоря, касается не только иностранных инвесторов, это может касаться и наших инвесторов - кто сколько вкладывает удобрений. Мне кажется, мы располагаем достаточной нормативно-правовой базой, чтобы организовать такую работу бесперебойно.

Значит, мы предоставляем землю, они - продукцию. Что насчёт рабочей силы?

Вот их дословное заявление: "Мы будем завозить только специалистов-технологов. Рабочие руки, будьте добры, предоставьте". Чем они, собственно говоря, поставили нас в несколько трудную ситуацию.

Во время поездки поступило предложение о запуске туристического поезда. Что это за поезд?

Этот поезд под названием "Степная звезда" уже работает два года. В первую очередь благодаря инициативам нашего министерства, департамента по туризму Маньчжурии и департамента по туризму Хух-Хото. В этом году мы приняли два поезда подряд с китайскими туристами, в прошлом году был один поезд. А 24-28 ноября в Хух-Хото будет проходить координационный совет по туризму, который мы создали вместе с провинцией АРВМ. Ряд лет этот совет проработал, и сейчас мы приняли решение расширить состав участников этого координационного совета, подключив туда Республику Бурятию, Иркутскую область и Монголию. Интересное будет событие. И как раз на этом совете будет обсуждаться вопрос по развитию так называемого Великого Чайного пути, который в своё время начинался с нашего города Нерчинска, потом перешёл в Кяхту, а потом ушёл в другие края. Но уже никак не восстановить туристический путь по провозу чая. Начинаться он должен с посёлка Забайкальск с остановкой в Чите, Улан-Удэ, на Байкал и до Иркутска. В прошлом году мы провели два поезда. Неплохо получилось, был ряд положительных моментов, по оценке китайской стороны, но был и ряд недостатков технического характера и других. Понятно, что только Чита не может удовлетворить потребности активных туристов. Они хотят увидеть больше.

Через какие города Китая проходит этот поезд?

Этот поезд едет из Китая в Россию - это принципиально въездной туризм. Мы должны развивать въездной туризм. Выездной туризм в Китае в виде шоп-туризма составляет сотни тысяч, а въездной туризм в этом году будет около 20 тысяч. Со стороны Китая второй год подряд увеличение идёт на 200% по сравнению с предыдущим годом. Так что поезд направлен сюда, и надо, чтобы маршрут имел свои привлекательные стороны. Ну а в нашем регионе наиболее привлекательным объектом, конечно же, является Байкал, в том числе для китайцев. А туризм - это такая отрасль, в котором конкуренция между территориями или субъектами Федерации лишняя, особенно в части маршрутов. Чем богаче маршрут, тем больше доволен туризм, и тем больше туристический поток. Одно дело в конце тура маячит город Чита, а другое - озеро Байкал. Это две разные вещи. И наша задача - увеличивать количество поездов, количество туристов и предлагать им отдых в Чите, может быть, с выездом на Арахлей, Алханай. Чтобы больше людей посещало наш край, бывали здесь, смотрели наши достопримечательности, покупали наши сувениры, ели нашу еду, ну и дальше, до Байкала. Это называется транзитный туризм. И ещё создать туристические поезда на постоянной основе предложили в провинции Хэйлунцзян. Раньше мы работали с АРВМ, а сейчас и Хэйлунцзян изъявил желание подключиться к этой практике. Мы это, конечно, приветствуем, тем более что опыт работы у нас есть. Активизировали мы Бурятию, Иркутскую область, ещё и Красноярск подключается в этот маршрут. В советское время были такие маршруты - и наши ездили в Китай, и китайцы ездили к нам, и вьетнамцы ездили, мы ездили в Восточную Европу, турпоезда были. Это надо восстанавливать. Технические неудобства есть, конечно. Например, в этом году нам пришлось людей для таможенной регистрации проводить через МАПП. Надо восстановить нормальные, действующие схемы, когда турист не выходит из вагона, и все процедуры наши таможенники проводят непосредственно в вагоне. Оно и было, и есть на западных границах, есть в том же пассажирском поезде Москва - Пекин. Надо, чтобы в вагоне проходили. Это было бы замечательно. По крайней мере, без перехода через МАПП, где большие толпы людей - неудобно для туристов. Турист должен идти по зелёному коридору. Если мы хотим, чтобы у нас въездной поток развивался, мы обязаны на своей границе создавать благоприятные условия. Понятно, что там работает федеральный государственный контрольный орган, и мы должны с ними найти общий приемлемый для всех вариант, чтобы они нормально свою работу провели, и чтобы наши гости чувствовали себя комфортно.

Не станем ли мы некой транзитной территорией, если конечной целью будет Байкал? Остановка в крае будет?

Естественно. Мы же начали, мы имеем право на первую остановку. Остальные регионы подключаются к нашему проекту. Только так.

Губернатор пригласил руководителей регионов на празднование 70-летия Победы. Какие запланированы мероприятия?

Грядут два замечательных события: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и 70-летие освобождения Китая от Квантунской армии, в чём решающую роль сыграла именно Советская Армия. Будут мероприятия в Чите, будут мероприятия с нашим участием в Хух-Хото и в Харбине.

Цементный завод в Краснокаменском районе - что это за завод? Каковы роли Забайкальского края и китайских партнёров в этом проекте?

Для начала я хочу подчеркнуть, что делегация Забайкальского края заключала соглашения о намерениях, то есть планы. По большому счёту, мы сличали планы и очень довольны, что эти планы совпадают с желаниями наших соседей, но это не более чем планы. Предстоит очень большая работа. Теперь что касается возможного создания цементного завода. В нашей делегации были представители "Атомредмедзолота", которые являются хозяевами Приаргунского горно-химического комбината, у них продолжаются переговоры и укрепляется желание совместно реализовывать ряд инвестиционных проектов на базе краснокаменской площадки. Один из таких проектов, который ими обсуждался и был согласован сторонами, это проект по строительству современного цементного завода с мощностью до 300 тысяч тонн продукции в год в первую очередь для удовлетворения нужд самого горно-химического комбината, а также новых возможных предприятий, создание которых также планируется в рамках создания горно-металлургического кластера в том районе. Китайская сторона - это компания по экспорту-импорту строительных материалов, очень крупная компания, которая в этом году построила под ключ и сдала новый цементный комбинат мощностью более миллиона тонн в Пензенской области Российской Федерации. Она располагает финансовыми ресурсами, технологиями, организационными и другими возможностями. Мы же располагаем сырьевыми ресурсами, площадкой для размещения предприятия, достаточно дешёвыми энергетическими ресурсами, что немаловажно, и АРМЗ в данном случае имеет хороший, гарантированный рынок сбыта продукции. Экономическая эффективность, по крайней мере, в бизнес-планах, высокая, и мне кажется, что проект потенциально может быть реализован - каких-то принципиальных технических или финансовых препятствий мы пока не видим. Курировать проект будет Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края.

Сейчас цемент в Забайкальский край завозится извне? Это, наверное, невыгодно?

Безусловно. Транспортные расходы занимают очень большую долю. И доставлять цемент из Приморского края, Иркутской области довольно накладно. Тем более что и стоит он сам немало. А в данном случае в организации цементного производства в Краснокаменске будут использованы собственные сырьевые ресурсы, в том числе отходы основного производства Приаргунского горно-химического комбината, которые являются бесплатными. И полное отсутствие транспортных расходов делают очень эффективным данный план, по крайней мере, сейчас в расчётах.

Какую долю инвестиций, по плану, вносят китайцы?

Там возможны разные варианты. Это зависит от того, сколько хочет российская сторона. Если мы хотим иметь контрольный пакет половину или больше, мы должны вложить туда соответственно, денег, земли, ресурсов. Оценить рынок сбыта. Если мы это дело потянем, то мы сможем получить контрольный пакет. Если задачи получить контрольный пакет нет, то ограничимся только землёй и природными ресурсами, не вкладывая свои деньги. Чтобы иметь контрольный пакет, необходимо вкладывать деньги. Это зависит от АРМЗ.

Планируется проект создания предприятия по переработке угля. Каков будет конечный продукт?

Подчеркну, что это не предприятие, - это план на бумаге. На мой взгляд, хороший план по совместной переработке нашего угля в синтетическое моторное топливо - солярка, моторные масла. Мы были в совершенно уникальной промышленной зоне недалеко от города Хух-Хото. По сути, это новый город, потому что там одновременно решаются вопросы строительства крупнейших предприятий и строительства объектов социальной сферы. Мы были на двух предприятиях. Одно предприятие как раз выпускает синтетическое моторное топливо. Оно было создано три года назад и уже вышло на проектные мощности. Суперсовременное предприятие с очень малым количеством людей и очень большой долей автоматики. Посмотрели на экологию окружающей среды - всё цветёт, благоухает, всё в зелени. Уголь примерно такой же как наш, по калорийности немного выше. Проведённые лабораторные исследования показали, что и из нашего угля можно получить такого же качества продукцию. Дело в том, что мы имеем некий запас угольных ресурсов в тех районах. Я не говорю про Уртуйский разрез - он не имеет больших резервов, его запасы предназначены для отопления Краснокаменска. Будут использоваться другие избыточные месторождения угля Забайкальского края. Размещаться будет, скорее всего, в Краснокаменске, поскольку он располагает технической инфраструктурой, подготовленными трудовыми ресурсами и рядом других возможностей. Переговоры были серьёзные с теми же китайскими компаниями, в частности, компанией по производству и поставкой строительных материалов, компанией по поставкам машино-технической продукции. Для чего это делается? Чтобы была возможность обеспечить наш край собственным топливом, которое будет производиться на территории края, и, вполне возможно, в силу отсутствия транспортных расходов это будет экономически привлекательно. "Атомредмедзолото" - очень большая федеральная структура, достаточно богатая организация, китайская сторона также располагает любыми финансовыми инвестиционными ресурсами, поэтому технологически проект осуществим. Сейчас идёт работа по уточнению рынка сбыта продукции и других нюансов, которых множество.

Весьма перспективный проект, особенно в то время, когда цены на бензин растут.Предполагается строительство моста через реку Амур на пункте пропуска Покровка - Логухэ. Будет ли реализован этот проект?

Это сезонный грузовой пункт пропуска на российско-китайской границе. Он был приостановлен в 2008. До этого через него экспортировался круглый лес, продукты лесопереработки из России в Китай. Сегодня вопрос снова стал актуальным в связи со строительством в посёлке Амазар целлюлозный комбинат с рядом вспомогательных предприятий. Уже построен и введён в действие лесопильный цех мощностью сто тысяч кубов доски, бруса и другого в год. Это даже целый завод с современнейшим западным оборудованием. В целом проект называется "Создание Амазарского лесопромышленного комплекса". В нём будет производство миллиона целлюлозы до 400 тысяч тонн продукции в год сугубо экспортоориентированной, до ста тысяч тонн переработанной древесины в год, это будет производство талого масла, скипидара и ряда другой побочной продукции лесопереработки. Стоимость проекта - около 30 млрд рублей. Это самый крупный российско-китайский проект в сфере деревообработки на территории нашей страны. Конечно же, нас привлекает в этом проекте очень высокая степень переработки древесины. Глубже сложно придумать: из целлюлозы изготавливают бумагу, картон. С точки зрения переработки, это крайняя степень переработки цельной древесины. Проект отвечает целям наших договоренностей, что в России должна развиваться не только заготовка и поставка сырьевых ресурсов в ту же Китайскую народную республику, но и осуществляться переработка этих ресурсов. Кстати, об этом говорил наш президент на саммите АТЭС в Пекине: для тех, кто будет заходить в Россию с проектами переработки древесины, не будет никаких проблем, а только поддержка. Амазарский проект является как раз проектом из этого разряда. Он вступил в стадию практической реализации, объём вложений уже составляет порядка пяти миллиардов рублей. Несколько миллиардов, как заверяет инвестор, истрачено им на приобретение технологического оборудования. И как раз чтобы завезти крупногабаритное технологическое оборудование, необходимо временное, на месяц-полтора, открытие пункта пропуска, поскольку габариты груза не позволяют провезти его через другие пункты пропуска на территорию Забайкальского края, да и расположены они очень далеко. И плюс, экспортировать переработанную на лесопильном заводе древесину. Открытие пункта весьма важно для ускорения строительства комбината и для удешевления его затрат.

Когда планируется открытие комбината?

Открытие должно состояться в 2017 году. Сейчас готов фундамент под основной корпус, завершено строительство ряда вспомогательных объектов, часть объектов строится. Там развёрнута активная деятельность.

Какова ситуация с лесом сейчас? Задаром самое дорогое что у нас есть - лес - мы не продаём?

Нет, конечно. Лес-то поставляет не государство, не муниципалитеты, а все последние годы этим занимались наши коммерческие структуры. Я не думаю, что бизнесмен готов отдавать бесплатно добро, которое он выкупает у государства в виде лицензии, понёс затраты по изготовке и транспортировке. Нет, конечно, никто задаром просто так не отдаёт. Я понимаю подоплёку вашего вопроса, особенно в связке с Амазарским лесопромышленным проектом, поскольку объёмы перерабатываемой древесины там будут очень большие. Конечно, целлюлоза - очень дорогостоящий товар на рынке Китая, и задёшево её через границу никто пропускать не будет. Пусть она изготовлена предприятием со 100-процентным китайским капиталом, но, безусловно, съём пошлины, съём заработной платы, налогов на нашем бюджете. Это обязательно участие предприятия в решении местных социальных вопросов. Во время последней поездки губернатор Забайкальского края Константин Ильковский отметил, что мы желаем, чтобы компания ООО "Полярная", которая реализует данный проект, обязательно обеспечивала лесопосадки на тех местах, где они прошлись с бензопилой. Чтобы через 50 лет на этом месте зияла бы не пустошь, а зеленел хвойный лес. Так делается во всём мире. С точки зрения экономики, лесные угодья являются ценным сырьевым ресурсом. И предприятия по их переработке должны быть связаны с другими отраслями территориальной экономики, создавать рабочие места для новых поколений забайкальцев. Поэтому лес должен заготавливаться и должен восстанавливаться. Этому будет уделено особое внимание там, где наше богатство забирают иностранные инвесторы, да и они сами с самого начала заявляли, что лесовосстановлением они будут заниматься в первую очередь. А мы, хозяева забайкальской земли, обязаны смотреть, как распоряжаются нашей землёй, нашим богатством. Будем контролировать, все рычаги управления в наших руках.

И по Красночикойскому району то же самое?

То же самое.

Как мы можем сотрудничать с китайцами в сельском хозяйстве?

По ходу мы договорились, что в марте мы будем подписывать рамочное соглашение между правительствами двух территорий по сотрудничеству в области сельского хозяйства. Дело в том, что мы располагаем очень большими земельными ресурсами, и очень большая часть нашей продуктивной сельскохозяйственной земли не находится в обороте. В первую очередь я имею в виду так называемые залежи - бывшие пашни, которые заброшены и зарастают лесом, кустарником, бурьяном, сорной травой, и не играют никакой роли в животноводстве и других отраслях АПК. Между тем, у соседей очень тяжело с землями, особенно с экологически чистыми землями. В Китае с этим известная проблема. В связи со стремительным ростом доходов китайского населения потребность в экологически чистой продукции сельского хозяйства резко возрастает. Если мы создадим условия для привлекательной аренды наших земель китайскими предприятиями, а ещё лучше, создадим условия для создания совместных российско-китайских предприятий в области сельского хозяйства с производством у нас экологически чистой продукции с минимальным применением химических препаратов - зерно, мука, рапс, рапсовое масло, крупы, корма, сено, а также продукты животноводства можно экспортировать. Говядина, баранина в Китае очень дорогие. Цены на всю экологически чистую продукцию там кратно выше чем у нас. Мясо птицы стоит там гораздо дешевле чем у нас, а другие виды мяса стоят очень дорого. Мы - рядом с этим громадным рынком сбыта.

Многие спрашивают - почему не поддержать нашего производителя, чтобы потом вывезти товар за границу?

Проблема с китайским рынком у нас одна - они в ответ на наш запрет на ввоз китайской свинины ввели запрет на ввоз туда российской говядины, баранины, конины, зерна, рапса. И сейчас они только-только начинают приоткрывать свои двери, давать квоты по зерну. Наши чуть-чуть приоткрыли двери по приёму китайской свинины. Я надеюсь, что очень скоро ворота в области обмена продовольствием распахнутся. Нам это нужно чтобы восполнить отсутствие западных товаров в связи с недавними санкциями. Их надо чем-то замещать, в том числе и китайскими овощами, фруктами и т. п. Но в ответ другие страны должны открывать двери перед нашей продукцией. Разговор идёт о привлечении инвестиций из Китая на использование заброшенных нами земель. Боюсь, что своими силами миллион гектаров заброшенных пашень нам никогда не поднять, если не будет какой-то супербольшой федеральной программы поддержки именно сельского хозяйства Забайкальского края. Я не вижу оснований сильно надеяться на это. Поэтому нужно искать другие ресурсы, чтобы земли, на которых наши люди не делают ничего продуктивного, работали, и чтобы молодые люди и люди среднего возраста из сёл получили возможность работать на современных предприятиях с высокой заработной платой. Чего мы и хотим добиться, работая с китайскими регионами по созданию совместных современных сельскохозяйственных предприятий. Но это не означает, что мы не должны работать с продукцией своего товаропроизводителя. Конечно, мы и сами должны пробиваться на этот рынок вслед за той продукцией, которая будет производиться на совместных предприятиях. Мы живём на китайской границе и должны использовать это преимущество.

Какие договорённости достигнуты в области горнорудной промышленности?

Подготовлен протокол по совместному проекту по переработке угля. Кроме этого, мы презентовали перед предпринимательскими структурами, органами управления Автономного района Внутренней Монголии и провинции Хэйлунцзян ряд инвестпроектов, в том числе предложение по участию китайских предприятий в создании горно-металлургического кластера в юго-восточных районах края с центром в Краснокаменске. Разговор идёт о том, чтобы на базе имеющихся земель, инфраструктуры, дешёвых энергоресурсов, людских ресурсов Краснокаменска создать конечный стан в процедуре добычи, переработки и экспорта нашей металлургической продукции. Сегодня мы добываем у нас где-то медь, где-то серебро, где-то цинк, начинаем железо добывать, но у нас нет конечной продукции - получение металла. При отсутствии производства конечной продукции переработки любая территориальная экономика носит признак колониальной экономики, когда забирается, а дополнительная стоимость на территории не создаётся. То есть прокладываются железная дорога, автомагистрали, забираются природные ресурсы для удешевления транспортных расходов стряхиваем лишнюю породу на горно-обогатительных комбинатах, дальше идёт более-менее концентрированная руда, полуфабрикат, который отправляется в места конечной переработки. При этом основная прибыль уходит туда, где и получают конечный результат. Мы не получаем этих доходов. Поэтому правительством края поставлена суперзадача добиться того, чтобы у нас начали появляться предприятия конечной переработки. Здесь опять-таки Краснокаменск привлекателен для этого в силу разных причин. Недалеко от Краснокаменска находится месторождение, к которому ведёт железнодорожная ветка Нарын - Лугокан, недалеко идёт добыча и превращение в концентрат цинка и свинца на Нойон-Тологойском месторождении компании "Байкалруд". Компания "Лунэн" в районе села Олочи начала разработку карьера по железной руде, сейчас там идёт экспорт технологической партии руды. И в планах постройка металлургического предприятия для производства чугунных болванок, их экспорт в Китай и поставка на предприятия Российской Федерации. У нас большие запасы меди. Сейчас строится Быстринский горно-обогатительный комбинат компании "Норильский никель", который тоже недалеко от Краснокаменска, и который будет добывать не только медь, но и золото, и ряд сопутствующих элементов. Так что с учётом хорошей логистики Краснокаменского района есть гипотетическая возможность создать там крупный горно-металлургический кластер. Кстати, ещё в 1956 году было совместное постановление ЦК КПСС и правительства Советского Союза о создании на этой территории агрондустриальной зоны, направленной на производство экспорто-ориентированных продуктов с переработкой в нашей стране. Так что тут всё совпадает. Экономика Китая бурно развивается. Это сугубо материальная экономика. В эту топку нужно бросать реальные ресурсы - железо, лес. Есть возможность освоить, в конце концов, богатые недра. Недра должны не просто покоиться, они должны работать. Работать на сегодняшнее поколение забайкальцев, тем паче на будущее поколение. Их надо распечатывать, но делать это с умом. Мы будем прикладывать все усилия, чтобы были созданы реальные предприятия, по переработке в том числе.

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

14.11.2024 Министерство планирования и развития Забайкальского края принимает документы от туристических организаций
14.11.2024 Масштабная защита бережливых проектов Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края
11.11.2024 Объявление о проведении отбора получателей субсидии на финансовое обеспечение и (или) возмещение затрат
07.11.2024 В 5,5 раз вырастет пропускная способность МАПП Забайкальск после реконструкции
07.11.2024 Гастрономическая столица Китая примет фестиваль-ярмарку «Сделано в России»
06.11.2024 Форум «Сделано в России»: свыше 5900 участников из 80 стран мира собрались на главном экспортном форуме
06.11.2024 Объявление о проведении отбора на предоставление субсидий юридическим лицам Забайкальского края на инженерное обеспечение проектов
05.11.2024 Россия и Монголия отмечают 103-летие дипломатических отношений: путь дружбы и стратегического партнёрства

Министерство по социальному, экономическому, инфраструктурному, пространственному планированию и развитию Забайкальского края

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: