Что нужно знать туристу, планирующему выезд за границу на новогодние каникулы?
Сегодня к планированию своего отпуска за рубежом следует относиться более чем, серьезно. Одним из главных вопросов, на который должен обратить внимание предусмотрительный турист - это как обезопасить себя от некачественной работы туристических организаций и компенсировать возможный физический и моральный ущерб.
Для начала необходимо запомнить простое правило - чтобы у вас была возможность защитить свои пра ва на качественное получение той или иной услуги, должен быть заключен договор, в котором оговаривается характер и объемы услуг, их стоимость, порядок и сроки предоставления. Для того чтобы избежать нарушений со стороны туристической организации необходимо внимательно ознакомится с соглашением, и при наличии в нем пунктов с неопределенной трактовкой, требовать их изменения, а также внесения всех необходимых условий поездки.
При заключении договора обязательно учитывайте специализацию поставщика туристических услуг. Все они делятся на туроператоров и турагентов. Первые, разрабатывают маршруты и обеспечивают их услугами транспортных компаний, гостиниц, экскурсионных бюро, устанавливают на них цены и реализуют самостоятельно либо с помощью посредников. Вторые реализуют уже готовые туры, сформированные российскими и зарубежными партнерами. С учетом правового положения турагентов ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на оказание услуг будет нести туроператор от имени и по поручению которого действовал посредник. Важно также отметить, что туроператорскую деятельность вправе осуществлять только зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, имеющие соответствующее финансовое обеспечение и внесенные в Единый федеральный реестр туроператоров. Таким образом, правомочность деятельности поставщика услуг можно проверить путем ознакомления с данным реестром на официальном сайте Федерального агентства по туризму РФ.
Помните, что при заключении договора о реализации туристического продукта туроператор и турагент обязаны представить потребителю достоверную информациюо правилах въезда и выезда из страны временного пребывания; об опасностях, с которыми турист может встретиться при совершении путешествия; о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия); о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, в которые можно обратиться в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; о месте пребывания и контактных данных руководителя группы несовершеннолетних туристов (в случае их выезда без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей); о национальных и религиозных особенностях страны временного пребывания; о порядке обращения в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи; об иных особенностях предстоящего путешествия.
Также следует иметь в виду, что в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей» гражданская ответственность туроператора как исполнителя по договору оказания туристических услуг может наступить: за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора; за несоблюдение требований, предъявляемых к качеству туристической услуги; за нарушение права туриста на достоверную информацию; за причинение вреда жизни и здоровью при предоставлении туристической услуги.
Если предоставленная туристическая услуга все же оказалась некачественной, потребитель имеет право предъявить претензию. На начальной стадии спор носит досудебный характер - в адрес поставщика услуги направляется претензионное обращение, в котором указываются нарушенные аспекты потребительского права, признаки некачественного предоставления услуги, сроки и требования. Если ответ от туристической организации отсутствует или же содержит отказ на возмещение убытков, потребитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, на которое возложены функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка. По результатам документальной проверки по отношению к нарушителю могут применяться предусмотренные российским законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и ликвидацию последствий нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности.
За защитой нарушенных прав потребитель также вправе обратиться в суд с требованием о возмещении как имущественного, так и морального вреда. Для доказательства факта нарушения договора, необходимо предоставить документальное подтверждение некачественности услуг. Такими доказательствами могут стать фотографии, видеосъемка, квитанции, чеки, акты, письменные подтверждения свидетелей (с обязательным указанием их данных) или другие носители информации, подтверждающие виновность поставщика услуг. Потребители по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Кроме того, в соответствии со ст. 40 закона «О защите прав потребителей» по ходатайству пострадавшего к участию в судебном заседании и даче заключения по делу могут привлекаться специалисты Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю. При удовлетворении судом законных требований потребителя с туроператора взыскивается штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Уважаемые забайкальцы! Если вам довелось столкнуться с некачественным сервисом - свои интересы необходимо отстаивать. Помните: право потребителя на качественно предоставляемые услуги обеспечивается Законом РФ «О защите прав потребителей», который обязывает поставщика обеспечить заказчика услугами надлежащего качества.